Процесс реставрации (ремонта) куклы (большого пупса)
К нам поступил на реставрацию большой пупс Sonneberger, ростом 60 см:
У пупса множественные повреждения покрытия по всему торсу
Повреждения покрытия и трещины на ногах:
Глаза провалились внутрь головы:
После разборки куклы, стали очень явными повреждения крепежных лунок — подкосетников:
Приступаем к работе.
Приступаем к работе.
1.Этап: разбираем куклу. Композитное тело скреплено изнутри круглой толстой резинкой. Детали (ноги и руки) имеют крючки для крепления из металла. У куклы обычная схема сборки – нога закрепляется на резинке протягивается в торс – голова — в торс — нога №2, руки связываются между собой отдельно.
При разборке куклы обнаружились и ранее скрытые (или не явные) следы прежней реставрации. Так при разборке головы, когда был вынут крепеж головы, оказалось, что глаза, провалившиеся в голову, уже ремонтировались, склеивались, причем жестоким способом – эпоксидным клеем:
Причем, при предыдущем ремонте, глаза не были восстановлены полностью, не были склеены все осколки, оставлены не заделанные дыры. Второй глаз залит эпоксидным клеем — следы от предыдущего ремонта. Ресницы почти полностью отсутствуют. Восковая заливка верхних век – облупилась и загрязнилась.
2. Этап: починка глаз
-снято старое восковое покрытие с верхних век;
-сняты следы эпоксидного клея с правого глаза;
-на оба глаза наклеены новые ресницы;
-на оба глаза сделано новое покрытие верхних век (тонированная акриловая краска и глянцевый акриловый лак);
-дырка левого глаза залита прозрачным, затвердевающим гелем (при сборке стало понятно, что если этого не сделать, дырка сбоку левого глаза будет видна);
-глаза склеены, вставлены и закреплены внутри головы с помощью затвердевающей акриловой массы.
3. Этап: чистка лица.
Применен щадящий способ реставрации. Все лицо слегка почищено самой тонкой наждачной бумагой и отшлифовано сукном.Восстанавливать макияж не стала намеренно – иначе кукла приобрела бы вид перекрашенной. В этом случае лучше немного не доделать, чем сделать излишний перекрас
4.Этап: работа с торсом, ногами и руками.
Реставрация композитного тела выполнялась капитальным способом. Это поможет избежать пятен от шпаклевки и подкрасов. Полное перекрашивание композитного тела защитит от разрушения грунтовый слой, который у старых кукол становится мягким и ветхим как картон. Реставрация капитальным способом насыщает пересушенные материалы (целлюлозный и грунтовой слой) влагой из свежей шпаклевки и акриловой краски, и это увлажнение возвращает эластичность пересохшим материалам. Итак, проделана работа: — разобранные детали ошкуриваем- проверяем грунт на «сыпучесть» и удаляем отслоившиеся участки, ссобо большие трещины расширяем еще больше, чтобы после все хорошенько зашпаклевать; -наносим несколько тонких слоев пшаклевки телесного цвета (цвет подбирался путем проб и ошибок, в идеале – приближенный к цвету базового покрытия), тон немного менее желтый чем необходим, и немного светлее чем нужно – при высыхании он потемнеет; -каждый нанесенный слой высушивался, зашкуривался и шлифовался:
5.Этап:грунтовка, финишная покраска и закрепление краски лаком.
Готовые детали протираем губчатой салфеткой – удаляем частицы шпатлевки иначе получим дефект окраски. На палку вешаем проволочные крючки, на которых будут сушиться «детали тела». После выравнивания и устранения следов сколов, на всю поверхность торса и ног нанесена грунтовка для устранения микротрещин. Затем мокрой губкой с очень мелкой пористостью нанесено несколько тонких слоев тонированной акриловой краски. Каждый слой просушивался, потом наносился новый (10-15 слоев). Сушка краски в подвешенном состоянии на крючках — сутки каждый слой. Сверху – покрытие двумя слоями матового акрилового лака. Сушка лака в подвешенном состоянии на крючках – 2 суток на каждый слой.
Хотя у куклы и не было повреждений на руках, руки также были задействованы в работе для того, чтобы выровнить цвет всей куклы, а также укрепить рыхлый, ветхий слой старого покрытия на руках.
В результате кукла приобрела такой вид:
Заказчику хотелось бы посоветовать после такого кардинального перекраса
туловища, рек и ног, какое-то время (может быть, даже в течение месяца-
двух) ничего на куклу не одевать, не допускать ее соприкосновения с тканью,
чтобы акриловый лак (который, к сожалению, сохнет долго) как следует высох
и закрепился окончательно.
Хочется поблагодарить замечательного мастера Краснову Наталью
Александровну за столь качественную работу. Наша куколка уже
не молода, ей более 50! лет, и около 30 из них она просидела в шкафу
из-за отсутствия глазок. Наталья, Вы подарили нашей девочке
вторую жизнь, огромное Вам СПАСИБО!!! Если в дальнейшем возникнет
необходимость кукольной реставрации, то только к Вам.
Анастасия и Роман